|
О программах |
|
Основная образовательная Программа МБДОУ ДС№8
Копия
Обучение детей ведётся на русском языке
Образовательный процесс в ДОУ осуществляется в следующих формах:
совместная деятельность воспитателя и ребёнка;
самостоятельная деятельность ребёнка;
Процесс обучения детей проходит в игровой форме в младшем возрасте (2-4г) и в форме тренинговых занятий в старшем возрасте (5-7 лет)
Срок обучения детей в ДОУ от 1,5 до 7 лет
Программа ДОУ разработана на основе примерной основной общеобразовательной программы «ОТ РОЖДЕНИЯ ДО ШКОЛЫ» Н.Е. Веракса, региональной технологии Т.А. Тарасовой "Я и моё здоровье", "Программы обучения плавания в детском саду" Е.К.Вороновой |
Учебные модули, предметы:
1. Познание (ознакомление с окружающим миром ,математика, конструирование).
2. Коммуникация (развитие устной речи, обучение грамоте).
3. Художественная литература
4. Изодеятельность (рисование,лепка,аппликация,ручной труд)
5.Физическая культура (занятия физической культурой, валеология,плавание)
6. Музыка
|
Программы и технологии |
Программа «ОТ РОЖДЕНИЯ ДО ШКОЛЫ» Н.Е. Веракса |
|
Программа «ОТ РОЖДЕНИЯ ДО ШКОЛЫ» (далее - Программа) является инновационным общеобразовательным программным документом для дошкольных учреждений, подготовленным с учетом новейших достижений науки и практики отечественного и зарубежного дошкольного образования.
Программа разработана в соответствии с действующими Федеральными государственными образовательными стандартами ДО к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования В Программе на первый план выдвигается развивающая функция образования, обеспечивающая становление личности ребенка и ориентирующая педагога на его индивидуальные особенности, что соответствует современной научной «Концепции дошкольного воспитания» (авторы В, В. Давыдов, В. А. Петровский и др.) о признании самоценности дошкольного периода детства.
Программа построена на позициях гуманно-личностного отношения к ребенку и направлена на его всестороннее развитие, формирование духовных и общечеловеческих ценностей, а также способностей и интегративных качеств. В Программе отсутствуют жесткая регламентация знаний детей и предметный центризм в обучении.
При разработке Программы авторы опирались на лучшие традиции отечественного дошкольного образования, его фундаментальность: комплексное решение задач по охране жизни и укреплению здоровья детей, всестороннее воспитание, амплификацию (обогащение) развития на основе организации разнообразных видов детской творческой деятельности. Особая роль в Программе уделяется игровой деятельности как ведущей в дошкольном детстве (А. Н. Леонтьев, А. В. Запорожец, Д. Б. Эльконин и др.).
Авторы Программы основывались на важнейшем дидактическом принципе—развивающем обучении и научном положении Л. С. Выготского о том, что правильно организованное обучение «ведет» за собой развитие. Воспитание и психическое развитие не могут выступать как два обособленных, независимых друг от друга процесса, но при этом «воспитание служит необходимой и всеобщей формой развития ребенка» (В. В. Давыдов). Таким образом, развитие в рамках Программы выступает как важнейший результат успешности воспитания и образования детей.
В Программе комплексно представлены все основные содержательные линии воспитания и образования ребенка от рождения до школы.
Программа строится на принципе культуросообразности. Реализация этого принципа обеспечивает учет национальных ценностей и традиций в образовании, восполняет недостатки духовно-нравственного и эмоционального воспитания. Образование рассматривается как процесс приобщения ребенка к основным компонентам человеческой культуры (знание, мораль, искусство, труд). Главный критерий отбора программного материала, его воспитательная ценность, высокий художественный уровень используемых произведений культуры (классической и народной —как отечественной, так и зарубежной), возможность развития всесторонних способностей ребенка на каждом этапе дошкольного детства.
Ведущие цели Программы — создание благоприятных условий для полноценного проживания ребенком дошкольного детства, формирование основ базовой культуры личности, всестороннее развитие психических и физических качеств в соответствии с возрастными и индивидуальными особенностями, подготовка к жизни в современном обществе, к обучению в школе, обеспечение безопасности жизнедеятельности дошкольника.
Эти цели реализуются в процессе разнообразных видов детской деятельности: игровой, коммуникативной, трудовой, познавательно-исследовательской, продуктивной, музыкально-художественной, чтения.
Для достижения целей Программы первостепенное значение имеют:
• забота о здоровье, эмоциональном благополучии и своевременном всестороннем развитии каждого ребенка;
• создание в группах атмосферы гуманного и доброжелательного отношения ко всем воспитанникам, что позволяет растить их общительны ми, добрыми, любознательными, инициативными, стремящимися к самостоятельности и творчеству;
• максимальное использование разнообразных видов детской деятельности, их интеграция в целях повышения эффективности воспитательно-образовательного процесса;
• творческая организация (креативность) воспитательно-образовательного процесса;
• вариативность использования образовательного материала, позволяющая развивать творчество в соответствии с интересами и наклонностями каждого ребенка;
• уважительное отношение к результатам детского творчества;
• единство подходов к воспитанию детей в условиях дошкольного образовательного учреждения и семьи;
• соблюдение в работе детского сада и начальной школы преемственности, исключающей умственные и физические перегрузки в содержании образования детей дошкольного возраста, обеспечивающей отсутствие давления предметного обучения.
Решение обозначенных в Программе целей и задач воспитания возможно только при целенаправленном влиянии педагога на ребенка с первых дней его пребывания в дошкольном образовательном учреждении. От педагогического мастерства каждого воспитателя, его культуры, любви к детям зависят уровень общего развития, которого достигнет ребенок, степень прочности приобретенных им нравственных качеств. Заботясь о здоровье и всестороннем воспитании детей, педагоги дошкольных образовательных учреждений совместно с семьей должны стремиться сделать счастливым детство каждого ребенка.
В 2007 году ЮНЕСКО был опубликован Всемирный доклад по мониторингу «Программы ЮНЕСКО „Образование для всех" (ОДВ)». В докладе ЮНЕСКО большое внимание уделяется образованию, которое называется прочной основой жизни, и выдвигается положение о том, что обучение детей должно начинаться с рождения. Обсуждению этого вопроса посвящена первая глава документа —«Обучение начинается с рождения». Необходимость раннего обучения обосновывается Конвенцией о правах ребенка, а также данными научных выводов о возможностях развития ребенка раннего возраста.
В докладе говорится: «Опыт ребенка в рамках воспитания и образования в младшем возрасте — специальная тема Всемирного доклада по мониторингу образования за 2007 год — является основой для его последующего обучения. Прочная основа воспитания и образования детей младшего возраста, включая хорошее здоровье, правильное питание и благоприятствующую ребенку среду, может помочь обеспечить плавный переход ребенка в начальную школу, дать хорошую возможность для завершения базового образования и помочь ему избежать нищеты и других не благоприятствующих его развитию условий. Поэтому не случайно, что первая цель ОДВ содержит обращенный к правительствам призыв к расширению и совершенствованию воспитания и образования детей младшего возраста (ВОДМ) и является инструментом, гарантирующим права ребенка».
В программе «ОТ РОЖДЕНИЯ ДО ШКОЛЫ» нашли отражение инновационные разработки, выполненные в рамках совместного пилотного проекта Правительства Москвы и ЮНЕСКО «Московское образование: от младенчества до школы».
Содержание и структура Программы
Общеобразовательная программа дошкольного образования «ОТ РОЖДЕНИЯ ДО ШКОЛЫ»:
в соответствует принципу развивающего образования, целью которого является развитие ребенка;
• сочетает принципы научной обоснованности и практической применимости (содержание Программы соответствует основным положениям возрастной психологии и дошкольной педагогики и при этом имеет возможность реализации в массовой практике дошкольного образования);
• соответствует критериям полноты, необходимости и достаточности (позволяет решать поставленные цели и задачи только на необходимом и достаточном материале, максимально приближаться к разумному «минимуму»);
• обеспечивает единство воспитательных, развивающих и обучающих целей и задач процесса образования детей дошкольного возраста,в ходе реализации которых формируются такие знания, умения и навыки, которые имеют непосредственное отношение к развитию дошкольников;
• строится с учетом принципа интеграции образовательных областей в соответствии с возрастными возможностями и особенностями детей, спецификой и возможностями образовательных областей;
• основывается на комплексно-тематическом принципе построения образовательного процесса;
• предусматривает решение программных образовательных задач в совместной деятельности взрослого и детей и самостоятельной деятельности дошкольников не только в рамках непосредственно образовательной деятельности, но и при проведении режимных моментов в соответствии со спецификой дошкольного образования;
• предполагает построение образовательного процесса на адекватных возрасту формах работы с детьми. Основной формой работы с дошкольниками и ведущим видом их деятельности является игра;
• строится с учетом принципа преемственности между всеми возрастными дошкольными группами и между детским садом и начальной школой.
Программа начинается с раздела «Организация жизни и воспитания детей», в котором даны общие принципы построения режима дня, создания предметно-развивающей образовательной среды, интеграции образовательных областей и проектирования воспитательно-образовательного процесса.
Содержание психолого-педагогической работы по освоению детьми образовательных областей «Здоровье», «Физическая культура», «Безопасность», «Социализация», «Труд», «Познание», «Коммуникация», «Чтение художественной литературы», «Художественное творчество», «Музыка» ориентировано на разностороннее развитие дошкольников с учетом их возрастных и индивидуальных особенностей по основным направлениям — физическому, социально-личностному, познавательно-речевому и художественно-эстетическому. Задачи психолого-педагогической работы по формированию физических, интеллектуальных и личностных качеств детей решаются интегрирование в ходе освоения всех образовательных областей наряду с задачами, отражающими специфику каждой образовательной области, с обязательным психологическим сопровождением.
Содержание психолого-педагогической работы представлено по возрастным группам. Программа охватывает четыре возрастных периода физического и психического развития детей: ранний возраст —от рождения до 2 лет (первая и вторая группы раннего возраста), младший дошкольный возраст —от 2 до 4 лет (первая и вторая младшие группы), средний дошкольный возраст —от 4 до 5 лет (средняя группа), старший дошкольный возраст —от 5 до 7 лет (старшая и подготовительная к школе группы). Включение в Программу разделов, посвященных воспитанию детей раннего возраста (от рождения до 2 лет), обусловлено достижениями отечественной науки (Н. М. Аксарина, Е. Ф. Архипова, Г. М. Лямина, Н. М. Щелованова и др.) и практики в этой области. При этом, в силу возрастной специфики и особенностей развития малышей от рождения до 2 лет, разделы для первой и второй групп раннего возраста структурно отличаются от разделов для дошкольных групп.
В разделах по группам раннего возраста для каждого возраста даются характеристика возрастных особенностей психического развития детей, особенности организации жизни детей, примерный режим дня, определены задачи воспитания и обучения.
В разделах по дошкольным группам для каждого возраста, помимо характеристики возрастных особенностей психического развития детей, особенностей организации жизни детей, примерного режима дня и содержания психолого-педагогической работы, даются примерное комплексно-тематическое планирование и планируемые промежуточные результаты освоения Программы.
При этом решение программных образовательных задач предусматривается не только в рамках непосредственно образовательной деятельности, но и при проведении режимных моментов —как в совместной деятельности взрослого и детей, так и в самостоятельной деятельности дошкольников.
Планируемые промежуточные результаты освоения Программы в подготовительной к школе группе совпадают с итоговыми результатами освоения Программы, поэтому они изложены в отдельном разделе, завершающем содержательную часть Программы.
В разделе «Система мониторинга достижения детьми планируемых результатов освоения Программы» изложены принципы мониторинга
достижения детьми планируемых промежуточных и итоговых результатов освоения Программы.
Авторы Программы, признавая ценность семьи как уникального института воспитания и необходимость развития ответственных и плодотворных отношений с семьями воспитанников, выделяют в Программе раздел «Взаимодействие детского сада с семьей».
Проблема воспитания и обучения детей с ограниченными возможностями здоровья в общеобразовательном пространстве отражена в Программе в разделе «Коррекционная работа».
Обширный перечень необходимых программ, технологий, методических пособий поможет педагогам составить на базе программы «ОТ РОЖДЕНИЯ ДО ШКОЛЫ» основную общеобразовательную программу для своего дошкольного образовательного учреждения и успешно реализовать ее.
|
|
Здоровьесберегающая технология
«Я и моё здоровье»Тарасовой Т.И.
Копия
|
Единственная красота, которую я знаю, — это ЗДОРОВЬЕ.
Г. Гейне
В настоящее время пути и средства оздоровления детей-дошкольников сводятся в основном к комплексу профилактических мероприятий, т.е. утверждается принцип «Здоровье — это отсутствие болезней».
В современных экономических условиях из-за недостаточного финансирования в здравоохранении снижается объем профилактической работы. В связи с этим возрастает значение воспитания здорового образа жизни каждого человека. Актуальным становится утверждение Н.М.Амосова: «Чтобы быть здоровым, нужны собственные усилия, постоянные и значительные. Заменить их нельзя ничем».
Учеными доказано, что здоровье человека только на 7-8% зависит от здравоохранения и более чем наполовину — от образа жизни. Сегодня установлено, что 40% заболеваний взрослых берут свое начало с дошкольного возраста.
В этих условиях особенно важной становится задача сохранения и укрепления здоровья детей в процессе дошкольного образования и воспитания. Эта задача должна решаться не только с помощью медицины, но и с использованием педагогических методов, путем внедрения способов и средств неспецифической профилактики заболеваний.
Дошкольнику необходимо познать особенности своего организма, возможные патологии здоровья и пути их исправления; основы управления собственным здоровьем и выживания в современных условиях жизни, т.е. уже с раннего возраста ребенок должен стать для себя врачом, психологом, физиологом, учителем, психотерапевтом, тренером. Он должен получить базовые знания, которые помогут ему в дальнейшей жизни.
Учиться управлять своим здоровьем следует с самого рождения, и успех такого обучения на начальном этапе зависит от знаний и умений воспитателей и педагогов, которым, к сожалению, еще не хватает соответствующей информации о методах сохранения и защиты здоровья у детей.
Пособие «Я и мое здоровье» направлено на решение проблемы навыков здорового образа жизни и воспитания у дошкольников, которое должно сформировать у детей мышление, нацеленное на здоровый образ жизни, на сохранение и развитие индивидуального здоровья.
Валеология как наука о здоровье человека возникла в 80-е годы XX в. из синтеза биологии, антропологии, гигиены, психологии и других наук о человеке и его окружении.
Под индивидуальным здоровьем в валеологии понимается сохранение и развитие биологических, физиологических и психических функций человека, оптимальной трудоспособности и социальной активности при наибольшей продолжительности активной жизни.
Исходя из этих позиций авторы рассматривают проблемы физического развития и здоровья детей дошкольного возраста, педагогические условия организации образовательного процесса в детском саду, направленного на формирование у дошкольников умений и навыков здорового образа жизни, знаний о собственном организме и здоровье в соответствии с возрастными и индивидуальными особенностями каждого ребенка.
Валеологическое воспитание и обучение дошкольников в контексте данного пособия используется как обобщающее понятие здоровьесберегающих технологий в дошкольном образовании, нацеленных на укрепление и охрану здоровья детей, что является приоритетным направлением деятельности дошкольных образовательных учреждений.
В пособии содержатся методические рекомендации по валеоло-гическому обучению и воспитанию дошкольников в детском саду, формированию у каждого педагога и ребенка здорового образа жизни. Отмечаются неограниченные возможности человеческого организма в созидании собственного здоровья, которые необходимо развивать в течение жизни.
За основу предлагаемых разработок взяты положения об охране и укреплении здоровья детей в «Концепции дошкольного воспитания», где сказано, что целостное развитие дошкольника является основным смыслом всего дошкольного воспитания, которое сверху донизу должно быть пронизано заботой о физическом здоровье ребенка и его психологическом благополучии. Как отмечается в Концепции, существенное место должно отводиться «гигиеническому воспитанию и обучению, направленному на пропаганду здорового образа жизни как среди детей, так и среди взрослых — педагогов и родителей». Пути достижения физического и психического здоровья ребенка должны пронизывать «всю организацию жизни детей в детском учреждении, организацию предметной и социальной среды, режима и разных видов детской деятельности, учета возрастных и индивидуальных особенностей детей».
Наряду с этим концептуальной основой данного пособия являются научные разработки известных специалистов о методах активного формирования здоровья; о требованиях к самому человеку как регулятору своего здоровья; о развитии установки у детей наукрепление, сохранение здоровья, усвоение определенных гигиенических, медицинских умений, соответствующих физиологическим возрастным особенностям, а также существующие в дошкольной педагогике положения о ценностях здорового образа жизни.
В пособии раскрываются следующие цели валеологического образования и воспитания дошкольников:
• воспитание у детей культуры здоровья, включающей ознакомление с ценностями здорового образа жизни, проявление глубокого интереса к оздоровлению собственного организма, развитие навыков ведения здорового образа жизни, ответственность за свое здоровье и здоровье окружающих;
• создание мотивации для формирования, сохранения и укрепления здоровья как важного фактора развития личности ребенка.
Реализация поставленных целей позволяет решать следующие задачи:
• воспитывать здоровьесберегающее сознание детей, включающее в себя элементарные знания о своем организме, методах его закаливания, стремление заботиться о собственном здоровье, вести здоровый образ жизни;
• развивать знания и умения, направленные на оздоровление,укрепление индивидуального здоровья, проектировать собственный вариант здорового образа жизни; самостоятельно (по возможности) решать возникающие проблемы здоровья;
• воспитывать здоровьесохраняющее мировоззрение, т.е. взгляды, оценочные суждения о фактах и явлениях, ухудшающих или улучшающих здоровье человека;
• формировать осознанную потребность в физическом здоровье, понимание сущности здорового образа жизни.
Основными принципами программно-методического обеспечения пособия «Я и мое здоровье» являются:
• доступность, наглядность, активность, сознательность обучения, его развивающая и воспитывающая направленность;
• формирование базисных основ культуры здоровья;
• интеграция знаний из различных наук с целью формирования соответствующего мышления и поведения;
• личностно ориентированная модель взаимодействия педагога с ребенком в регламентированной, нерегламентированной и самостоятельной деятельности;
• учет психологических особенностей усвоения знаний детьми на каждом возрастном этапе;
• активное овладение детьми элементарными знаниями о своем здоровье и навыками его сбережения;
формирование деятельностно-практического отношения к полученным знаниям о себе и своем здоровье;
• организация здоровьеразвивающей предметно-игровой среды в детском саду.
Стратегия данного пособия — увеличение количества и качества здоровья у каждого ребенка.
Материалы, предлагаемые для педагогов, включают в себя программное содержание, методические рекомендации, практические разработки.
Программное содержание предусматривает формирование трех уровней так называемых валеологических знаний и умений дошкольников, т.е. знаний о здоровом образе жизни.
Первый уровень (для детей 2~5 лет) — это подводящие знания, формирующие у дошкольников культурно-гигиенические навыки по уходу за своим телом, знакомство с общими сведениями о строении тела человека. На данном этапе воспитания и обучения детей используются игровые приемы.
Второй уровень (для детей 5-6 лет) — овладение детьми элементарными научными знаниями о внешних органах человека, которые доступны для изучения и наблюдения; знакомство с основами первой помощи при травмах, безопасного поведения; приобретение гигиенических навыков ухода за своим телом, сохранение и укрепление осанки, использование релаксации, развитие физических качеств и т.д. При этом широко используются методы наблюдения, физиологических опытов и элементарного экспериментирования.
Третий уровень (для детей 6-7 лет) — знакомство с внутренними органами человека, их гигиена, первая помощь при несчастных случаях.
Большое внимание уделяется созиданию («творению») своего здоровья на основе полученных знаний и умений, воспитанию нравственных качеств личности (взаимопомощи, выручки), т.е. формированию основ культуры здорового образа жизни.
В связи с тем что дошкольники б—7 лет способны к элементарному анализу, синтезу, владеют определенным объемом валеологических знаний и умений, в организации детской деятельности используются экспериментирование, дидактические игры, физиологические опыты, длительные наблюдения и т.д.
В результате дети приобретают необходимый объем знаний, умений, навыков, уровень которых определяется в процессе бесед, наблюдений педагогов, решения житейских ситуаций, простых тестов-испытаний, участия в экспериментировании, в заботе о своем здоровье, валеологической активности, т.е. деятельности, направленной на укрепление, развитие здоровья, понимание здорового образа жизни, творческое отношение к проблеме здоровья.
Предлагаемое Программное содержания для дошкольников является одним из первых опытов интеграции знаний из различных наук в целях формирования валеологического мышления и валеологической культуры, воспитания нравственности, гуманности, душевного и телесного благополучия детей, умений корректировать свое здоровье.
В Методических рекомендациях предлагаются тематическое планирование занятий в течение года; алгоритм знакомства детей с органами человека; определяется основная направленность методов и приемов изучения программного содержания валеологических знаний и умений.
В Практических разработках широко представлены содержание предметно-игровой среды по возрастным группам (уголки здоровья, физического саморазвития и др.), перечни наблюдений, опытов, дидактического материала, тематика элементарного экспериментирования для детей 5-7 лет, примерные конспекты занятий и др.
Предлагается обширный список литературы, помогающей в реализации программного содержания пособия.
Апробация программно-методического обеспечения пособия «Я и мое здоровье» в дошкольном образовательном учреждении «Центр развития ребенка — детский сад № 453» г. Челябинска показала высокую результативность образовательного процесса. Разработанное программное содержание успешно усваивается дошкольниками, развивает интерес к собственному здоровью, формирует у детей ценности здорового образа жизни. Однако для реализации программных задач необходимо дальнейшее совершенствование дидактического обеспечения на всех уровнях формирования валеологических знаний и умений дошкольников.
Будем признательны за высказанные критические замечания и пожелания от оппонентов, научных и практических работников. Выражаем также искреннюю благодарность педагогам ДОУ № 453 г. Челябинска Н.Ф.Антиповой, Л.Н.Ершовой, Е.Н.Зиновьевой, И.Ю.Матюшиной, О.А.Пушкаревой, Т.М.Подкорытовой, М.Н.Рома-ненко, В.Г.Симоновой, Т.М.Стрепетковой, В.И.Усыниной, Л.М.Фо-кеевой, А.И.Черновол за апробацию разработанных материалов, внесение творческих находок в методику формирования здорового образа жизни дошкольников, сбор и обобщение практических материалов.
I. ПРОГРАММНОЕ СОДЕРЖАНИЕ ВОСПИТАНИЯ ЗДОРОВОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ ДОШКОЛЬНИКОВ
«Это я»
Первый уровень знаний н умений
Для детей 2—3 лет
Дать представление о человеке: о себе, мальчиках и девочках, близких родственниках. Познакомить с частями тела человека (голова, туловище, руки, ноги). Учить детей мыть руки перед едой, после загрязнения; следить за чистотой лица, учить чистить зубы, содержать в порядке нос; учить пользоваться индивидуальными полотенцами, носовым платком, зубной щеткой, расческой, соблюдать опрятность в одежде, обуви.
Для детей 3—4 лет
Закреплять знания о человеке: я, мои друзья, семья. Закреплять знания о частях тела человека. Дать знания о том, что на голове есть волосы, уши; на лице — глаза, нос, рот. Каждая часть тела выполняет определенные функции: глаза видят, уши слышат, нос дышит, руки держат, берут, выполняют упражнения и т.д. Приучать детей самостоятельно мыть руки, лицо, полоскать рот после еды, чистить зубы, расчесываться, пользоваться носовым платком, мочалкой, салфеткой. Учить тщательно пережевывать пищу, не разговаривать во время еды; следить за чистотой тела, особенно ног, ногтей, волос, зубов. Дать знания о значении перечисленных гигиенических навыков для сохранения здоровья. Учить детей при появлении болей обращаться к взрослому за помощью.чувствует; нос дышит, улавливает запахи; уши слышат. Расширять знания о строении, функциях частей тела: руки делают много полезных дел; ноги помогают двигаться, голова думает; туловище поворачивается, наклоняется, здесь находятся важные органы — сердце, легкие и др.
Разъяснять детям важность для здоровья сна, питания, гигиенических процедур, движений, закаливания. Учить детей оказывать себе элементарную помощь при ушибах, обращаться за помощью к взрослым при заболевании, травме; самостоятельно умываться, мыть руки по мере загрязнения, после пользования туалетом, ухода за животными, перед едой. Закреплять умения чистить зубы, полоскать рот после еды, пользоваться расческой, носовым платком, мочалкой, одежной щеткой, полотенцем для рук, ног, салфеткой. Учить детей отворачиваться при чихании, кашле; во время еды тщательно пережевывать пищу, брать ее понемногу, сохранять правильную позу за столом.
Учить следить за чистотой воздуха в помещении, проветривать его при необходимости. Закреплять навыки ухода за телом.
«Я и мое здоровье»
Второй уровень знаний и умений
Для детей 5—6 лет
На основе ранее полученных знаний познакомить детей с элементарными анатомо-физиологическими особенностями организма человека, дать первоначальные представления об органах чувств, коже, опорно-двигательном аппарате. Вызвать у детей интерес, желание познавать свой организм. Дать знания об охране здоровья органов, воспитывать стремление беречь свой организм, формировать гигиеническую культуру, обучать способам укрепления своего здоровья. Учить валеологической оценке собственного здоровья и его коррекции.
Для детей 4—5 лет
Закреплять знания о функциях частей тела человека. Дать представление о разнообразии функций внешних органов: рот говорит, ест; зубы жуют; язык помогает жевать, говорить; кожа
Помощники человека
Глаза нужны, чтобы видеть вокруг себя людей, родных, предметы, явления природы. Глаза разной формы, цвета; их защищают брови, ресницы, веки. Они умеют видеть вблизи и вдали, различают цвета, форму предметов, объем. Элементарные знания о строении глаза (зрачок, радужка, оболочки), его функциях (острота зрения, умение видеть вблизи, вдали, в цвете), возможных нарушениях зрения (слепота) и их причинах, гигиене зрения при чтении, играх, работе с иголкой, ножницами, при просмотре телепередач, гимнастике для снятия напряжения зрения. Умение давать оценку своего зрения (остроты, цветового восприятия).
Нос помогает человеку дышать, улавливать запахи. Нос имеет две ноздри, крылья, ходы, в которых холодный воздух согревается, горячий — охлаждается, очищается от пыли, увлажняется или подсушивается. Нос помогает распознавать, какую пищу мы едим, окружающие запахи (приятные, неприятные, сигналы опасности: пожар, газ и т.д.). Заболевания носа: насморк, носовое кровотечение. Умение оказывать помощь при носовом кровотечении, беречь нос, бороться с насморком, «не копать» в носу, умение различать запахи.
Уши имеют ушные раковины, наружный слуховой проход, улитку. Уши связаны с носоглоткой, мозгом. Человек благодаря ушам слышит речь (громкую, тихую), музыку, разные звуки, шумы и т.д. Человек может очень хорошо слышать и быть глухим. Причины нарушения слуха. Гигиена слуха ребенка. Правила ухода за ушами. Умение дать оценку остроты своего слуха.
Рот — это важный помощник человека, он помогает говорить, есть. Язык находится за зубами, он движется при еде, разговоре. С помощью языка различают вкус пищи: сладкой, кислой, соленой; проглатывают пищу. Во время пения, разговора язык участвует в произношении разных слов. Зубы пережевывают пищу, растирают ее, откусывают кусочки. Называются зубы по-разному (резцы, клыки, коренные) и измельчают пищу также по-разному. Зубы необходимо беречь: чистить два раза в день, полоскать рот после еды, не пить горячего после холодного и наоборот, не грызть орехов, не ковырять в зубах острыми предметами и т.д. Заболевания зубов. Смена зубов у детей, правила гигиены при выпадении зубов. Приемы укрепления зубов. Знания о правилах еды: тщательно пережевывать пищу, есть не торопясь.
Кожа покрывает тело человека, она эластичная, теплая, упругая, но разной толщины. Кожа защищает организм от ударов, солнца, воды. Почему иногда бывает холодно или жарко. Кожа помогает различать теплое или холодное, гладкое, шероховатое, боль. Это орган выделения пота, она может пропускать некоторые вещества. На коже есть точки, которые можно массировать с целью закаливания, укрепления здоровья. Правила точечного массажа. Определять с помощью воспитателя точки для укрепления индивидуального здоровья. Значение чистоты и целостности кожи. Гигиена кожи, значение гигиенических процедур для здоровья: правила мытья рук, лица, шеи, ног, тела. Купание. Уход за ногтями и волосами. Гигиенические требования к туалетным принадлежностям: мылу, мочалке, полотенцам.
Скелет составляет твердую основу тела человека, он защищает органы, на нем держатся мышцы. Скелет образован костями, которые соединены подвижно и неподвижно. Позвоночник. Длину тела (рост) и вес можно измерить ростомером, весами. Рост человека изменяется с возрастом.
Мышцы помогают телу двигаться. Есть крупные и мелкие мышцы. Во время движений мышцы сокращаются, напрягаются. Они могут быть сильными, выносливыми. Эти качества можно тренировать с помощью специальных упражнений. Силу и выносливость мышц можно проверить с помощью тестов. Во многих видах спорта человек проявляет силу, ловкость, гибкость, выносливость, быстроту (легкая атлетика, тяжелая атлетика, хоккей, футбол, гимнастика и др.). Осанка, ее значение для здоровья. Признаки, причины неправильной осанки. Правила сохранения правильной осанки: подбор стола, стула, правильная посадка за столом, укрепление мышц спины. Плоскостопие: причины, вред для здоровья, правила предупреждения. Влияние на здоровье укрепления скелета, мышц двигательной активности, утренней гимнастики, оздоровительного бега, плавания, подвижных игр, самостоятельных занятий упражнениями. Вред неподвижности и малой подвижности. Мышечное утомление. Снятие мышечного напряжения, утомления (релаксация). Самостоятельное определение ребенком своих физических качеств и подбор упражнений для их развития. Как стать ловким, сильным, выносливым, быстрым, гибким.
Первая помощь при ссадинах, порезах, ушибах, переломах, укусах собак, кошек, комаров. Предосторожности при обращении с животными. Аптечка первой помощи. Первая помощь при попадании инородных тел в глаз, ухо, нос, горло. Безопасность поведения при купании в открытых водоемах, на улице, в транспорте. Правила дорожного движения. Осторожность в общении с незнакомыми людьми.
Объем валеологических знаний детей 5—6 лет:
• особенности строения и функций органов чувств, опорно-двигательного аппарата человека, кожи, зубов;
• гигиена органов чувств, зубов, кожи, осанки;
• значение тренировки мышц для здоровья человека;
• роль двигательной активности для укрепления скелета и мышц;
• необходимость обращаться к взрослому в случае болезни.
Объем валеологических умений детей 5—6 лет:
• охрана зрения при чтении, при использовании настольных игр, при работе с иголкой, ножницами, просмотре телепередач;
• упражнения для снятия зрительного напряжения;
• правила борьбы с насморком, оказания помощи при носовом кровотечении; различение запахов;
• определение остроты слуха; правила ухода за ушами, гигиена слуха: беречь уши от холода, не слушать громкую музы ку и т.д.;
• уход за зубами: чистить два раза в день в соответствии с гигиеническими правилами, полоскать рот после еды, не пить горячее и холодное одновременно; приемы укрепления зубов, посещение стоматолога два раза в год;
• правила мытья рук, лица, тела, ног, ухода за ногтями, волосами;
• правила хранения, содержания туалетных принадлежностей;
• точечный массаж с целью закаливания, укрепления здоровья;
• определение своего роста, тела, веса, силы, быстроты, гибкости, выносливости, ловкости;
• подбор упражнений для того, чтобы стать ловким, сильным,выносливым, быстрым, гибким;
• правила сохранения правильной осанки и подбор упражнений для укрепления мышц спины, плечевого пояса, позвоночника;
• упражнения для предупреждения плоскостопия;
• упражнения для релаксации после мышечного напряжения;
• обращение к взрослым при ощущении болезни, для оказания первой помощи;
• оказание элементарной помощи другим при носовом кровотечении, порезе, ушибе, укусе кошки, собаки, комаров;
• оказание помощи при попадании инородного тела в глаз,ухо, нос, горло;
• проявление осторожности в общении с незнакомыми людьми.
Третий уровень знаний и умений
Для детей 6—7 лет
Продолжать знакомить детей с особенностями строения и функций организма человека. Дать элементарные научные представления о внутренних органах: сердце, легких, желудке, почках, спинном и головном мозге. На основе знаний об органах формировать валеологическую культуру питания, закаливания, личной гигиены. Продолжать воспитывать интерес к оздоровлению своего организма, обучать методам и способам сохранения и укрепления здоровья на основе полученных валеологических знаний. Дать начальные знания правил безопасности жизнедеятельности, первой помощи. Дать начальные представления о здоровье и здоровом образе жизни. Учить валеологическому самоанализу и способам коррекции своего здоровья и образа жизни. Развивать здоровьесберегающее мировоззрение.
Сердце расположено в грудной клетке, оно бьется днем и ночью, работает, как мотор, не уставая. Оно помогает двигать по телу кровь, которая переносит кислород, питание по всем органам. Сердце может биться быстро и медленно в зависимости от того, что делает человек — бегает, ходит, сидит, спит. Понятие о пульсе. Сердце можно тренировать специальными упражнениями, тогда оно станет выносливым, сильным, так как сердце — это особая мышца. У спортсменов сердце работает с большой физической нагрузкой. Способы тренировки сердца. Вред для сердца — недостаток движений, неподвижность. Как тренировать свое сердце.
Кровь двигается с помощью сердца по сосудам. Она разносит кислород, питание к органам. Кровь защищает человека от заразных болезней (гриппа, кори, дифтерии), если делать от них прививки. При потере крови во время травм ее переливают от донора к больному.
Легкие помогают дышать, они передают кислород воздуха в кровь.
Легкие занимают почти всю грудную клетку и представляют собой шары, которые при вдохе надуваются, при выдохе сжимаются. При беге, играх, соревнованиях человек дышит чаще, так как органам нужно больше кислорода; во время сна дыхание становится реже. На выдохе мы можем говорить, так как выдыхаемый воздух проходит через голосовые связки в гортани и образует голос. С детства необходимо формировать правильное дыхание, беречь голосовые связки, правильно петь, читать стихи. Значение дыхательной гимнастики, дыхательных упражнений. Значение для здоровья свежего воздуха. Правила проветривания помещений, где находятся люди. Вред курения.
Желудок располагается в животе, в него попадает пища изо рта. Желудок переваривает пищу, ему помогает кишечник, все питательные вещества поступают в кровь. Для лучшего усвоения пищи следует соблюдать следующие правила: есть не спеша, тщательно пережевывать пищу, питаться по режиму и т.д.
Почки процеживают кровь и удаляют с мочой из организма вредные вещества: соли, лишнюю воду. В день рекомендуется употреблять 1,5 л жидкости. Нельзя терпеть, если захочешь в туалет. Уход за органами выделения. Личная гигиена.
Питание. Аппетит. Что такое аппетит. Что улучшает аппетит; причины его ухудшения. Чувство голода. Правильный режим питания. Продукты, необходимые для роста и развития ребенка. Продукты полезные и вредные. Витамины. Вред недоедания и чрезмерного питания. Питьевой режим. О вредных привычках. Почему иногда болит живот. Культура еды. Гигиена питания: мытье овощей, фруктов, проваривание и прожаривание мяса, рыбы; кипячение молока, воды.
Болезни. Заразные и незаразные заболевания. Причины разных болезней: заразных, простудных, кожных, глистных. Как предупредить заболевания. Прививки против заболеваний. Правила ухода за больным. Правила личной гигиены человека при уходе за больным.
Понятие режима дня. Значение режима дня для здоровья: гимнастика, питание, сон, активные прогулки, занятия. Режим дня больного человека.
Мозг. Головной и спинной мозг. Головной мозг — главный орган организма человека, он имеет сложное строение. Мозг управ-
ляет всеми органами, помогает думать, читать, писать, двигаться, запоминать стихи, песни, танцы, придумывать узоры, постройки, игры и т.д. С мозгом связаны настроение (плохое и хорошее), память, страх, испуг, радость, сон и другие процессы. Значение сна (дневного, ночного) для работы мозга. Спинной мозг. Правила занятий без напряжения: смена активной и пассивной деятельности, снятие усталости при длительной умственной работе. Тренировка ума и памяти. Тренировка мышц лица. Аутотренинг.
Закаливание. Что такое закаливание, его значение для здоровья человека. Закаливающие процедуры. Закаливание воздухом. Значение свежего воздуха для организма ребенка. Закаливание солнцем летом: правила, значение. Закаливание водой частей тела и всего тела. Влияние воды на организм. Разнообразие водных процедур: умывание, полоскание горла, обливание ног, обтирание, обливание тела, купание в проруби и др. Правила закаливания водой. Примеры моржевания, интенсивного закаливания холодной водой, жаром. Показания и противопоказания к закаливанию.
Первая помощь при отравлениях пищей, ягодами, дымом. Как избежать пищевых отравлений. Первая помощь при ожогах, обморожениях. Аптечка первой помощи, ее назначение, содержание. Безопасность поведения на улице, соблюдение правил уличного движения. Осторожность в общении с незнакомыми людьми.
Сигнал тревоги. Пожар, причины его возникновения. Поведение человека при пожаре. Действия человека при утечке газа. Аварийные службы города и правила их вызова (пожарная, милиция, «скорая помощь», газовая служба, служба спасения).
Объем валеологических знаний детей 6—7 лет:
• строение и функции внутренних органов человека, мозга;
• гигиена внутренних органов, питания;
• правила безопасности жизнедеятельности, первой помощи;
• заразные и незаразные заболевания, правила ухода за больными;
• прививки и их значение для здоровья;
• сигнал тревоги;
• вред недоедания и переедания, значение витаминов;
• значение правильного режима дня;
• вред курения, алкоголизма, гиподинамии; роль закаливания, его разнообразие;
• действия человека в экстремальных условиях: при пожаре,утечке газа;
• номера телефонов аварийных служб;
• правила дорожного движения.
Объем валеологических умений детей 6—7 лет:
• определение пульса человека в разных состояниях; подбор упражнений для укрепления сердца;
• правила гигиены голосовых связок, дыхательные упражнения и их выполнение;
• умение проветривать помещение группы, свою комнату дома;
• объяснение вреда курения;
• умение есть не спеша, тщательно пережевывая пищу, съедать норму блюд;
• умение правильно мыть овощи, фрукты;
• уход за больным с заразным заболеванием (незаразным) и правила личной гигиены при этом;
• проведение некоторых закаливающих процедур: полоскание горла, обливание ног, тела, обтирание и т.д. (в зависимости от здоровья ребенка);
• оказание первой помощи при ожоге, обморожении, при попадании инородного тела в глаз, ухо, нос;
• умение вызвать в случае необходимости пожарную машину, «скорую помощь», горгаз, службу спасения; знать номера телефонов этих служб, свой адрес, форму обращения к дежурному по аварийной службе;
• выполнение правил дорожного движения;
• соблюдение правил личной гигиены;
• выполнение упражнений, снимающих усталость (после физкультурного занятия, зрительного напряжения и др.);
• подбор упражнений, выполнение правил гигиены в соответствии со своим здоровьем (нарушение осанки, плоскостопие, кашель, насморк и др.);
• подбор упражнений, развивающих выносливость, силу, ловкость, гибкость, быстроту;
• выявление совместно со взрослым причин ухудшения свое го здоровья.
| |
Единственная красота, которую я знаю, — это ЗДОРОВЬЕ.
Г. Гейне
В настоящее время пути и средства оздоровления детей-дошкольников сводятся в основном к комплексу профилактических мероприятий, т.е. утверждается принцип «Здоровье — это отсутствие болезней».
В современных экономических условиях из-за недостаточного финансирования в здравоохранении снижается объем профилактической работы. В связи с этим возрастает значение воспитания здорового образа жизни каждого человека. Актуальным становится утверждение Н.М.Амосова: «Чтобы быть здоровым, нужны собственные усилия, постоянные и значительные. Заменить их нельзя ничем».
Учеными доказано, что здоровье человека только на 7-8% зависит от здравоохранения и более чем наполовину — от образа жизни. Сегодня установлено, что 40% заболеваний взрослых берут свое начало с дошкольного возраста.
В этих условиях особенно важной становится задача сохранения и укрепления здоровья детей в процессе дошкольного образования и воспитания. Эта задача должна решаться не только с помощью медицины, но и с использованием педагогических методов, путем внедрения способов и средств неспецифической профилактики заболеваний.
Дошкольнику необходимо познать особенности своего организма, возможные патологии здоровья и пути их исправления; основы управления собственным здоровьем и выживания в современных условиях жизни, т.е. уже с раннего возраста ребенок должен стать для себя врачом, психологом, физиологом, учителем, психотерапевтом, тренером. Он должен получить базовые знания, которые помогут ему в дальнейшей жизни.
Учиться управлять своим здоровьем следует с самого рождения, и успех такого обучения на начальном этапе зависит от знаний и умений воспитателей и педагогов, которым, к сожалению, еще не хватает соответствующей информации о методах сохранения и защиты здоровья у детей.
Пособие «Я и мое здоровье» направлено на решение проблемы навыков здорового образа жизни и воспитания у дошкольников, которое должно сформировать у детей мышление, нацеленное на здоровый образ жизни, на сохранение и развитие индивидуального здоровья.
Валеология как наука о здоровье человека возникла в 80-е годы XX в. из синтеза биологии, антропологии, гигиены, психологии и других наук о человеке и его окружении.
Под индивидуальным здоровьем в валеологии понимается сохранение и развитие биологических, физиологических и психических функций человека, оптимальной трудоспособности и социальной активности при наибольшей продолжительности активной жизни.
Исходя из этих позиций авторы рассматривают проблемы физического развития и здоровья детей дошкольного возраста, педагогические условия организации образовательного процесса в детском саду, направленного на формирование у дошкольников умений и навыков здорового образа жизни, знаний о собственном организме и здоровье в соответствии с возрастными и индивидуальными особенностями каждого ребенка.
Валеологическое воспитание и обучение дошкольников в контексте данного пособия используется как обобщающее понятие здоровьесберегающих технологий в дошкольном образовании, нацеленных на укрепление и охрану здоровья детей, что является приоритетным направлением деятельности дошкольных образовательных учреждений.
В пособии содержатся методические рекомендации по валеоло-гическому обучению и воспитанию дошкольников в детском саду, формированию у каждого педагога и ребенка здорового образа жизни. Отмечаются неограниченные возможности человеческого организма в созидании собственного здоровья, которые необходимо развивать в течение жизни.
За основу предлагаемых разработок взяты положения об охране и укреплении здоровья детей в «Концепции дошкольного воспитания», где сказано, что целостное развитие дошкольника является основным смыслом всего дошкольного воспитания, которое сверху донизу должно быть пронизано заботой о физическом здоровье ребенка и его психологическом благополучии. Как отмечается в Концепции, существенное место должно отводиться «гигиеническому воспитанию и обучению, направленному на пропаганду здорового образа жизни как среди детей, так и среди взрослых — педагогов и родителей». Пути достижения физического и психического здоровья ребенка должны пронизывать «всю организацию жизни детей в детском учреждении, организацию предметной и социальной среды, режима и разных видов детской деятельности, учета возрастных и индивидуальных особенностей детей».
Наряду с этим концептуальной основой данного пособия являются научные разработки известных специалистов о методах активного формирования здоровья; о требованиях к самому человеку как регулятору своего здоровья; о развитии установки у детей наукрепление, сохранение здоровья, усвоение определенных гигиенических, медицинских умений, соответствующих физиологическим возрастным особенностям, а также существующие в дошкольной педагогике положения о ценностях здорового образа жизни.
В пособии раскрываются следующие цели валеологического образования и воспитания дошкольников:
• воспитание у детей культуры здоровья, включающей ознакомление с ценностями здорового образа жизни, проявление глубокого интереса к оздоровлению собственного организма, развитие навыков ведения здорового образа жизни, ответственность за свое здоровье и здоровье окружающих;
• создание мотивации для формирования, сохранения и укрепления здоровья как важного фактора развития личности ребенка.
Реализация поставленных целей позволяет решать следующие задачи:
• воспитывать здоровьесберегающее сознание детей, включающее в себя элементарные знания о своем организме, методах его закаливания, стремление заботиться о собственном здоровье, вести здоровый образ жизни;
• развивать знания и умения, направленные на оздоровление,укрепление индивидуального здоровья, проектировать собственный вариант здорового образа жизни; самостоятельно (по возможности) решать возникающие проблемы здоровья;
• воспитывать здоровьесохраняющее мировоззрение, т.е. взгляды, оценочные суждения о фактах и явлениях, ухудшающих или улучшающих здоровье человека;
• формировать осознанную потребность в физическом здоровье, понимание сущности здорового образа жизни.
Основными принципами программно-методического обеспечения пособия «Я и мое здоровье» являются:
• доступность, наглядность, активность, сознательность обучения, его развивающая и воспитывающая направленность;
• формирование базисных основ культуры здоровья;
• интеграция знаний из различных наук с целью формирования соответствующего мышления и поведения;
• личностно ориентированная модель взаимодействия педагога с ребенком в регламентированной, нерегламентированной и самостоятельной деятельности;
• учет психологических особенностей усвоения знаний детьми на каждом возрастном этапе;
• активное овладение детьми элементарными знаниями о своем здоровье и навыками его сбережения;
формирование деятельностно-практического отношения к полученным знаниям о себе и своем здоровье;
• организация здоровьеразвивающей предметно-игровой среды в детском саду.
Стратегия данного пособия — увеличение количества и качества здоровья у каждого ребенка.
Материалы, предлагаемые для педагогов, включают в себя программное содержание, методические рекомендации, практические разработки.
Программное содержание предусматривает формирование трех уровней так называемых валеологических знаний и умений дошкольников, т.е. знаний о здоровом образе жизни.
Первый уровень (для детей 2~5 лет) — это подводящие знания, формирующие у дошкольников культурно-гигиенические навыки по уходу за своим телом, знакомство с общими сведениями о строении тела человека. На данном этапе воспитания и обучения детей используются игровые приемы.
Второй уровень (для детей 5-6 лет) — овладение детьми элементарными научными знаниями о внешних органах человека, которые доступны для изучения и наблюдения; знакомство с основами первой помощи при травмах, безопасного поведения; приобретение гигиенических навыков ухода за своим телом, сохранение и укрепление осанки, использование релаксации, развитие физических качеств и т.д. При этом широко используются методы наблюдения, физиологических опытов и элементарного экспериментирования.
Третий уровень (для детей 6-7 лет) — знакомство с внутренними органами человека, их гигиена, первая помощь при несчастных случаях.
Большое внимание уделяется созиданию («творению») своего здоровья на основе полученных знаний и умений, воспитанию нравственных качеств личности (взаимопомощи, выручки), т.е. формированию основ культуры здорового образа жизни.
В связи с тем что дошкольники б—7 лет способны к элементарному анализу, синтезу, владеют определенным объемом валеологических знаний и умений, в организации детской деятельности используются экспериментирование, дидактические игры, физиологические опыты, длительные наблюдения и т.д.
В результате дети приобретают необходимый объем знаний, умений, навыков, уровень которых определяется в процессе бесед, наблюдений педагогов, решения житейских ситуаций, простых тестов-испытаний, участия в экспериментировании, в заботе о своем здоровье, валеологической активности, т.е. деятельности, направленной на укрепление, развитие здоровья, понимание здорового образа жизни, творческое отношение к проблеме здоровья.
Предлагаемое Программное содержания для дошкольников является одним из первых опытов интеграции знаний из различных наук в целях формирования валеологического мышления и валеологической культуры, воспитания нравственности, гуманности, душевного и телесного благополучия детей, умений корректировать свое здоровье.
В Методических рекомендациях предлагаются тематическое планирование занятий в течение года; алгоритм знакомства детей с органами человека; определяется основная направленность методов и приемов изучения программного содержания валеологических знаний и умений.
В Практических разработках широко представлены содержание предметно-игровой среды по возрастным группам (уголки здоровья, физического саморазвития и др.), перечни наблюдений, опытов, дидактического материала, тематика элементарного экспериментирования для детей 5-7 лет, примерные конспекты занятий и др.
Предлагается обширный список литературы, помогающей в реализации программного содержания пособия.
Апробация программно-методического обеспечения пособия «Я и мое здоровье» в дошкольном образовательном учреждении «Центр развития ребенка — детский сад № 453» г. Челябинска показала высокую результативность образовательного процесса. Разработанное программное содержание успешно усваивается дошкольниками, развивает интерес к собственному здоровью, формирует у детей ценности здорового образа жизни. Однако для реализации программных задач необходимо дальнейшее совершенствование дидактического обеспечения на всех уровнях формирования валеологических знаний и умений дошкольников.
Будем признательны за высказанные критические замечания и пожелания от оппонентов, научных и практических работников. Выражаем также искреннюю благодарность педагогам ДОУ № 453 г. Челябинска Н.Ф.Антиповой, Л.Н.Ершовой, Е.Н.Зиновьевой, И.Ю.Матюшиной, О.А.Пушкаревой, Т.М.Подкорытовой, М.Н.Рома-ненко, В.Г.Симоновой, Т.М.Стрепетковой, В.И.Усыниной, Л.М.Фо-кеевой, А.И.Черновол за апробацию разработанных материалов, внесение творческих находок в методику формирования здорового образа жизни дошкольников, сбор и обобщение практических материалов.
I. ПРОГРАММНОЕ СОДЕРЖАНИЕ ВОСПИТАНИЯ ЗДОРОВОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ ДОШКОЛЬНИКОВ
«Это я»
Первый уровень знаний н умений
Для детей 2—3 лет
Дать представление о человеке: о себе, мальчиках и девочках, близких родственниках. Познакомить с частями тела человека (голова, туловище, руки, ноги). Учить детей мыть руки перед едой, после загрязнения; следить за чистотой лица, учить чистить зубы, содержать в порядке нос; учить пользоваться индивидуальными полотенцами, носовым платком, зубной щеткой, расческой, соблюдать опрятность в одежде, обуви.
Для детей 3—4 лет
Закреплять знания о человеке: я, мои друзья, семья. Закреплять знания о частях тела человека. Дать знания о том, что на голове есть волосы, уши; на лице — глаза, нос, рот. Каждая часть тела выполняет определенные функции: глаза видят, уши слышат, нос дышит, руки держат, берут, выполняют упражнения и т.д. Приучать детей самостоятельно мыть руки, лицо, полоскать рот после еды, чистить зубы, расчесываться, пользоваться носовым платком, мочалкой, салфеткой. Учить тщательно пережевывать пищу, не разговаривать во время еды; следить за чистотой тела, особенно ног, ногтей, волос, зубов. Дать знания о значении перечисленных гигиенических навыков для сохранения здоровья. Учить детей при появлении болей обращаться к взрослому за помощью.чувствует; нос дышит, улавливает запахи; уши слышат. Расширять знания о строении, функциях частей тела: руки делают много полезных дел; ноги помогают двигаться, голова думает; туловище поворачивается, наклоняется, здесь находятся важные органы — сердце, легкие и др.
Разъяснять детям важность для здоровья сна, питания, гигиенических процедур, движений, закаливания. Учить детей оказывать себе элементарную помощь при ушибах, обращаться за помощью к взрослым при заболевании, травме; самостоятельно умываться, мыть руки по мере загрязнения, после пользования туалетом, ухода за животными, перед едой. Закреплять умения чистить зубы, полоскать рот после еды, пользоваться расческой, носовым платком, мочалкой, одежной щеткой, полотенцем для рук, ног, салфеткой. Учить детей отворачиваться при чихании, кашле; во время еды тщательно пережевывать пищу, брать ее понемногу, сохранять правильную позу за столом.
Учить следить за чистотой воздуха в помещении, проветривать его при необходимости. Закреплять навыки ухода за телом.
«Я и мое здоровье»
Второй уровень знаний и умений
Для детей 5—6 лет
На основе ранее полученных знаний познакомить детей с элементарными анатомо-физиологическими особенностями организма человека, дать первоначальные представления об органах чувств, коже, опорно-двигательном аппарате. Вызвать у детей интерес, желание познавать свой организм. Дать знания об охране здоровья органов, воспитывать стремление беречь свой организм, формировать гигиеническую культуру, обучать способам укрепления своего здоровья. Учить валеологической оценке собственного здоровья и его коррекции.
Для детей 4—5 лет
Закреплять знания о функциях частей тела человека. Дать представление о разнообразии функций внешних органов: рот говорит, ест; зубы жуют; язык помогает жевать, говорить; кожа
Помощники человека
Глаза нужны, чтобы видеть вокруг себя людей, родных, предметы, явления природы. Глаза разной формы, цвета; их защищают брови, ресницы, веки. Они умеют видеть вблизи и вдали, различают цвета, форму предметов, объем. Элементарные знания о строении глаза (зрачок, радужка, оболочки), его функциях (острота зрения, умение видеть вблизи, вдали, в цвете), возможных нарушениях зрения (слепота) и их причинах, гигиене зрения при чтении, играх, работе с иголкой, ножницами, при просмотре телепередач, гимнастике для снятия напряжения зрения. Умение давать оценку своего зрения (остроты, цветового восприятия).
Нос помогает человеку дышать, улавливать запахи. Нос имеет две ноздри, крылья, ходы, в которых холодный воздух согревается, горячий — охлаждается, очищается от пыли, увлажняется или подсушивается. Нос помогает распознавать, какую пищу мы едим, окружающие запахи (приятные, неприятные, сигналы опасности: пожар, газ и т.д.). Заболевания носа: насморк, носовое кровотечение. Умение оказывать помощь при носовом кровотечении, беречь нос, бороться с насморком, «не копать» в носу, умение различать запахи.
Уши имеют ушные раковины, наружный слуховой проход, улитку. Уши связаны с носоглоткой, мозгом. Человек благодаря ушам слышит речь (громкую, тихую), музыку, разные звуки, шумы и т.д. Человек может очень хорошо слышать и быть глухим. Причины нарушения слуха. Гигиена слуха ребенка. Правила ухода за ушами. Умение дать оценку остроты своего слуха.
Рот — это важный помощник человека, он помогает говорить, есть. Язык находится за зубами, он движется при еде, разговоре. С помощью языка различают вкус пищи: сладкой, кислой, соленой; проглатывают пищу. Во время пения, разговора язык участвует в произношении разных слов. Зубы пережевывают пищу, растирают ее, откусывают кусочки. Называются зубы по-разному (резцы, клыки, коренные) и измельчают пищу также по-разному. Зубы необходимо беречь: чистить два раза в день, полоскать рот после еды, не пить горячего после холодного и наоборот, не грызть орехов, не ковырять в зубах острыми предметами и т.д. Заболевания зубов. Смена зубов у детей, правила гигиены при выпадении зубов. Приемы укрепления зубов. Знания о правилах еды: тщательно пережевывать пищу, есть не торопясь.
Кожа покрывает тело человека, она эластичная, теплая, упругая, но разной толщины. Кожа защищает организм от ударов, солнца, воды. Почему иногда бывает холодно или жарко. Кожа помогает различать теплое или холодное, гладкое, шероховатое, боль. Это орган выделения пота, она может пропускать некоторые вещества. На коже есть точки, которые можно массировать с целью закаливания, укрепления здоровья. Правила точечного массажа. Определять с помощью воспитателя точки для укрепления индивидуального здоровья. Значение чистоты и целостности кожи. Гигиена кожи, значение гигиенических процедур для здоровья: правила мытья рук, лица, шеи, ног, тела. Купание. Уход за ногтями и волосами. Гигиенические требования к туалетным принадлежностям: мылу, мочалке, полотенцам.
Скелет составляет твердую основу тела человека, он защищает органы, на нем держатся мышцы. Скелет образован костями, которые соединены подвижно и неподвижно. Позвоночник. Длину тела (рост) и вес можно измерить ростомером, весами. Рост человека изменяется с возрастом.
Мышцы помогают телу двигаться. Есть крупные и мелкие мышцы. Во время движений мышцы сокращаются, напрягаются. Они могут быть сильными, выносливыми. Эти качества можно тренировать с помощью специальных упражнений. Силу и выносливость мышц можно проверить с помощью тестов. Во многих видах спорта человек проявляет силу, ловкость, гибкость, выносливость, быстроту (легкая атлетика, тяжелая атлетика, хоккей, футбол, гимнастика и др.). Осанка, ее значение для здоровья. Признаки, причины неправильной осанки. Правила сохранения правильной осанки: подбор стола, стула, правильная посадка за столом, укрепление мышц спины. Плоскостопие: причины, вред для здоровья, правила предупреждения. Влияние на здоровье укрепления скелета, мышц двигательной активности, утренней гимнастики, оздоровительного бега, плавания, подвижных игр, самостоятельных занятий упражнениями. Вред неподвижности и малой подвижности. Мышечное утомление. Снятие мышечного напряжения, утомления (релаксация). Самостоятельное определение ребенком своих физических качеств и подбор упражнений для их развития. Как стать ловким, сильным, выносливым, быстрым, гибким.
Первая помощь при ссадинах, порезах, ушибах, переломах, укусах собак, кошек, комаров. Предосторожности при обращении с животными. Аптечка первой помощи. Первая помощь при попадании инородных тел в глаз, ухо, нос, горло. Безопасность поведения при купании в открытых водоемах, на улице, в транспорте. Правила дорожного движения. Осторожность в общении с незнакомыми людьми.
Объем валеологических знаний детей 5—6 лет:
• особенности строения и функций органов чувств, опорно-двигательного аппарата человека, кожи, зубов;
• гигиена органов чувств, зубов, кожи, осанки;
• значение тренировки мышц для здоровья человека;
• роль двигательной активности для укрепления скелета и мышц;
• необходимость обращаться к взрослому в случае болезни.
Объем валеологических умений детей 5—6 лет:
• охрана зрения при чтении, при использовании настольных игр, при работе с иголкой, ножницами, просмотре телепередач;
• упражнения для снятия зрительного напряжения;
• правила борьбы с насморком, оказания помощи при носовом кровотечении; различение запахов;
• определение остроты слуха; правила ухода за ушами, гигиена слуха: беречь уши от холода, не слушать громкую музы ку и т.д.;
• уход за зубами: чистить два раза в день в соответствии с гигиеническими правилами, полоскать рот после еды, не пить горячее и холодное одновременно; приемы укрепления зубов, посещение стоматолога два раза в год;
• правила мытья рук, лица, тела, ног, ухода за ногтями, волосами;
• правила хранения, содержания туалетных принадлежностей;
• точечный массаж с целью закаливания, укрепления здоровья;
• определение своего роста, тела, веса, силы, быстроты, гибкости, выносливости, ловкости;
• подбор упражнений для того, чтобы стать ловким, сильным,выносливым, быстрым, гибким;
• правила сохранения правильной осанки и подбор упражнений для укрепления мышц спины, плечевого пояса, позвоночника;
• упражнения для предупреждения плоскостопия;
• упражнения для релаксации после мышечного напряжения;
• обращение к взрослым при ощущении болезни, для оказания первой помощи;
• оказание элементарной помощи другим при носовом кровотечении, порезе, ушибе, укусе кошки, собаки, комаров;
• оказание помощи при попадании инородного тела в глаз,ухо, нос, горло;
• проявление осторожности в общении с незнакомыми людьми.
Третий уровень знаний и умений
Для детей 6—7 лет
Продолжать знакомить детей с особенностями строения и функций организма человека. Дать элементарные научные представления о внутренних органах: сердце, легких, желудке, почках, спинном и головном мозге. На основе знаний об органах формировать валеологическую культуру питания, закаливания, личной гигиены. Продолжать воспитывать интерес к оздоровлению своего организма, обучать методам и способам сохранения и укрепления здоровья на основе полученных валеологических знаний. Дать начальные знания правил безопасности жизнедеятельности, первой помощи. Дать начальные представления о здоровье и здоровом образе жизни. Учить валеологическому самоанализу и способам коррекции своего здоровья и образа жизни. Развивать здоровьесберегающее мировоззрение.
Сердце расположено в грудной клетке, оно бьется днем и ночью, работает, как мотор, не уставая. Оно помогает двигать по телу кровь, которая переносит кислород, питание по всем органам. Сердце может биться быстро и медленно в зависимости от того, что делает человек — бегает, ходит, сидит, спит. Понятие о пульсе. Сердце можно тренировать специальными упражнениями, тогда оно станет выносливым, сильным, так как сердце — это особая мышца. У спортсменов сердце работает с большой физической нагрузкой. Способы тренировки сердца. Вред для сердца — недостаток движений, неподвижность. Как тренировать свое сердце.
Кровь двигается с помощью сердца по сосудам. Она разносит кислород, питание к органам. Кровь защищает человека от заразных болезней (гриппа, кори, дифтерии), если делать от них прививки. При потере крови во время травм ее переливают от донора к больному.
Легкие помогают дышать, они передают кислород воздуха в кровь.
Легкие занимают почти всю грудную клетку и представляют собой шары, которые при вдохе надуваются, при выдохе сжимаются. При беге, играх, соревнованиях человек дышит чаще, так как органам нужно больше кислорода; во время сна дыхание становится реже. На выдохе мы можем говорить, так как выдыхаемый воздух проходит через голосовые связки в гортани и образует голос. С детства необходимо формировать правильное дыхание, беречь голосовые связки, правильно петь, читать стихи. Значение дыхательной гимнастики, дыхательных упражнений. Значение для здоровья свежего воздуха. Правила проветривания помещений, где находятся люди. Вред курения.
Желудок располагается в животе, в него попадает пища изо рта. Желудок переваривает пищу, ему помогает кишечник, все питательные вещества поступают в кровь. Для лучшего усвоения пищи следует соблюдать следующие правила: есть не спеша, тщательно пережевывать пищу, питаться по режиму и т.д.
Почки процеживают кровь и удаляют с мочой из организма вредные вещества: соли, лишнюю воду. В день рекомендуется употреблять 1,5 л жидкости. Нельзя терпеть, если захочешь в туалет. Уход за органами выделения. Личная гигиена.
Питание. Аппетит. Что такое аппетит. Что улучшает аппетит; причины его ухудшения. Чувство голода. Правильный режим питания. Продукты, необходимые для роста и развития ребенка. Продукты полезные и вредные. Витамины. Вред недоедания и чрезмерного питания. Питьевой режим. О вредных привычках. Почему иногда болит живот. Культура еды. Гигиена питания: мытье овощей, фруктов, проваривание и прожаривание мяса, рыбы; кипячение молока, воды.
Болезни. Заразные и незаразные заболевания. Причины разных болезней: заразных, простудных, кожных, глистных. Как предупредить заболевания. Прививки против заболеваний. Правила ухода за больным. Правила личной гигиены человека при уходе за больным.
Понятие режима дня. Значение режима дня для здоровья: гимнастика, питание, сон, активные прогулки, занятия. Режим дня больного человека.
Мозг. Головной и спинной мозг. Головной мозг — главный орган организма человека, он имеет сложное строение. Мозг управ-
ляет всеми органами, помогает думать, читать, писать, двигаться, запоминать стихи, песни, танцы, придумывать узоры, постройки, игры и т.д. С мозгом связаны настроение (плохое и хорошее), память, страх, испуг, радость, сон и другие процессы. Значение сна (дневного, ночного) для работы мозга. Спинной мозг. Правила занятий без напряжения: смена активной и пассивной деятельности, снятие усталости при длительной умственной работе. Тренировка ума и памяти. Тренировка мышц лица. Аутотренинг.
Закаливание. Что такое закаливание, его значение для здоровья человека. Закаливающие процедуры. Закаливание воздухом. Значение свежего воздуха для организма ребенка. Закаливание солнцем летом: правила, значение. Закаливание водой частей тела и всего тела. Влияние воды на организм. Разнообразие водных процедур: умывание, полоскание горла, обливание ног, обтирание, обливание тела, купание в проруби и др. Правила закаливания водой. Примеры моржевания, интенсивного закаливания холодной водой, жаром. Показания и противопоказания к закаливанию.
Первая помощь при отравлениях пищей, ягодами, дымом. Как избежать пищевых отравлений. Первая помощь при ожогах, обморожениях. Аптечка первой помощи, ее назначение, содержание. Безопасность поведения на улице, соблюдение правил уличного движения. Осторожность в общении с незнакомыми людьми.
Сигнал тревоги. Пожар, причины его возникновения. Поведение человека при пожаре. Действия человека при утечке газа. Аварийные службы города и правила их вызова (пожарная, милиция, «скорая помощь», газовая служба, служба спасения).
Объем валеологических знаний детей 6—7 лет:
• строение и функции внутренних органов человека, мозга;
• гигиена внутренних органов, питания;
• правила безопасности жизнедеятельности, первой помощи;
• заразные и незаразные заболевания, правила ухода за больными;
• прививки и их значение для здоровья;
• сигнал тревоги;
• вред недоедания и переедания, значение витаминов;
• значение правильного режима дня;
• вред курения, алкоголизма, гиподинамии; роль закаливания, его разнообразие;
• действия человека в экстремальных условиях: при пожаре,утечке газа;
• номера телефонов аварийных служб;
• правила дорожного движения.
Объем валеологических умений детей 6—7 лет:
• определение пульса человека в разных состояниях; подбор упражнений для укрепления сердца;
• правила гигиены голосовых связок, дыхательные упражнения и их выполнение;
• умение проветривать помещение группы, свою комнату дома;
• объяснение вреда курения;
• умение есть не спеша, тщательно пережевывая пищу, съедать норму блюд;
• умение правильно мыть овощи, фрукты;
• уход за больным с заразным заболеванием (незаразным) и правила личной гигиены при этом;
• проведение некоторых закаливающих процедур: полоскание горла, обливание ног, тела, обтирание и т.д. (в зависимости от здоровья ребенка);
• оказание первой помощи при ожоге, обморожении, при попадании инородного тела в глаз, ухо, нос;
• умение вызвать в случае необходимости пожарную машину, «скорую помощь», горгаз, службу спасения; знать номера телефонов этих служб, свой адрес, форму обращения к дежурному по аварийной службе;
• выполнение правил дорожного движения;
• соблюдение правил личной гигиены;
• выполнение упражнений, снимающих усталость (после физкультурного занятия, зрительного напряжения и др.);
• подбор упражнений, выполнение правил гигиены в соответствии со своим здоровьем (нарушение осанки, плоскостопие, кашель, насморк и др.);
• подбор упражнений, развивающих выносливость, силу, ловкость, гибкость, быстроту;
• выявление совместно со взрослым причин ухудшения свое го здоровья.
|
|
Программа "Обучение детей плаванию в детском саду" Воронова К.Е.
Аннотация |
Цели и задачи программы
Основной целью настоящей программы является обучение детей дошкольного возраста плаванию; закаливание и укрепление детского организма; обучение каждого ребенка осознанно заниматься физическими упражнениями; создание основы для разностороннего физического развития (развитие и укрепление опорно-двигательного аппарата, сердечно-сосудистой, дыхательной и нервной систем).
По мере освоения предлагаемой программы решаются задачи по формированию:
• навыков плавания;
• бережного отношения к своему здоровью;
• навыков личной гигиены;
• умения владеть своим телом в непривычной среде.
Организация занятий по плаванию
Занятия проводятся по подгруппа из 8—12 человек, 2 раза в неделю продолжительностью:
младший дошкольный возраст — 20—30минут',
средний дошкольный возраст — 30—35 минут;
старший дошкольный возраст — 35—45 минут.
Занятия по плаванию продолжительнее занятий по физкультуре на 5—7 минут, которые отводятся для свободного плавания в конце каждого занятия.
На занятии необходимо присутствие медицинского работника и помощника.
Нагрузка дозируется за счет количества повторений одного упражнения, количества упражнений (особенно дыхательных), темпа выполнения упражнений, температуры воды и воздуха в помещении бассейна. Обязательным условием для занятий является хорошее самочувствие ребенка.
Для освоения рекомендуемой программы в каждой возрастной группе требуется не менее 60 часов занятий.
| |
Цели и задачи программы
Основной целью настоящей программы является обучение детей дошкольного возраста плаванию; закаливание и укрепление детского организма; обучение каждого ребенка осознанно заниматься физическими упражнениями; создание основы для разностороннего физического развития (развитие и укрепление опорно-двигательного аппарата, сердечно-сосудистой, дыхательной и нервной систем).
По мере освоения предлагаемой программы решаются задачи по формированию:
• навыков плавания;
• бережного отношения к своему здоровью;
• навыков личной гигиены;
• умения владеть своим телом в непривычной среде.
Организация занятий по плаванию
Занятия проводятся по подгруппа из 8—12 человек, 2 раза в неделю продолжительностью:
младший дошкольный возраст — 20—30минут',
средний дошкольный возраст — 30—35 минут;
старший дошкольный возраст — 35—45 минут.
Занятия по плаванию продолжительнее занятий по физкультуре на 5—7 минут, которые отводятся для свободного плавания в конце каждого занятия.
На занятии необходимо присутствие медицинского работника и помощника.
Нагрузка дозируется за счет количества повторений одного упражнения, количества упражнений (особенно дыхательных), темпа выполнения упражнений, температуры воды и воздуха в помещении бассейна. Обязательным условием для занятий является хорошее самочувствие ребенка.
Для освоения рекомендуемой программы в каждой возрастной группе требуется не менее 60 часов занятий.
|
|
Программа "Коррекция нарушений речи"
Филичевой Т.Б, Чиркиной Г.В
(обучаются 20 детей логопункта на бюджетной основе)
|
Программа предназначена для работы учителя - логопеда по коррекции речевых нарушений дошкольников. | |
Программа предназначена для работы учителя - логопеда по коррекции речевых нарушений дошкольников. |
|
|
|
|